Первые впечатления об аттракционе-симуляторе воздушного боя
Автор
Сергей Семин (CVD), интересуюсь историей авиации, тестировщик программного обеспечения.
Где и когда
С начала марта 2013 г. в городе Фрязино, в кинотеатре “Спутник” установлен Fly Motion, который на данный момент является первым в Московском регионе, эксплуатируемым на коммерческой основе аттракционом воздушного боя. Он регулярно экспонируется на профильных выставках, в частности, на RAAPA 2013 summer (ВДНХ, 20 – 22 марта 2013).
Внешний вид и габариты, цена и производитель
Аттракцион представляет из себя пространственную раму размерами примерно 2*2*2 метра, с кабиной пилота, оснащенной системным блоком компьютера, сиденьем пилота с ремнями, органами управления полетом, монитором 47” и аудиосистемой. Рама позволяет кабине пилота вращатьс я относительно двух осей (продольная и поперечная) без ограничений, на 360 градусов в любом направлении. При этом можно имитировать большинство эволюций, которые может осуществлять реальный самолет. Фактически, это большой компьютер под Windows. Вращение осуществляют электродвигатели через цепные передачи.
Разработчики — коллектив КБ “Технологии кино”. За рубежом производится аналог, но на российском рынке аттракционов Fly Motion физически не имеет конкурентов и стоит (около 1 млн. рублей на начало 2013 года) значительно дешевле иностранного.
Версии софта
Симулятор использует компьютерную игру “Крылатые Хищники”. Мне удалось полетать на двух версиях. Первая это советский поршневой самолет-истребитель времен Великой Отечественной Войны из семейства ЯК. Вторая – американский реактивный самолет, вероятно, F-15, F-18 или что-то похожее.
Главное различие, на мой взгляд, в том, что ЯК не такой мощный. Не удается сделать петлю Нестерова, а на реактивном это легко. Есть и другие отличия в управлении, миссиях, вооружении, динамике полета, тактике боя, звуке двигателя и, конечно же, в ощущениях. “Реактивная” версия была доступна на выставочном образце на ВДНХ, во Фрязино ее нет.
Подготовка к старту
В первую очередь надо аккуратно вынуть все вещи из карманов и туго затянуть ремни безопасности. Это ответственная процедура, потому что от степени фиксации ремнями зависят и безопасность, и комфорт во время энергичного пилотирования. Сначала плотно, глубоко садитесь в кресло, плечевые и поясные ремни должны быть максимально ослаблены, затем регулируете и утягиваете поясной ремень. В следующую очередь регулируете плечевые ремни так, чтобы они плотно прижимали и фиксировали тело в кресле. После этого замок ремней надо расстегнуть.
Оператор аттракциона (симпатичная девушка) предлагает выбрать с управляющего планшета несколько настроек игры: миссия, сложность, старт с земли или в воздухе, режим видео (2д или стерео 3д).
Застегиваете замок, нажимаете зеленую кнопку слева, рядом с рычагом газа. Полетели! Для экстренной остановки рядом с зеленой есть красная кнопка. Оператор тоже сможет выключить аппарат в любой момент.
Режимы полета
У игры четыре режима полета: упрощенный, реалистичный, сложный, экстремальный. Из них детям можно рекомендовать упрощенный, потому что там нельзя крутиться. Углы наклона ограничены семьюдесятью градусами. Для взрослых подходит реалистичный режим. Нет ограничений по вращению, а управляемость самолета достаточно хорошая для того, чтобы летать и сбивать. Попробовав сложную и экстремальную игру, уяснил для себя, что свалиться в пике или штопор там одинаково просто, а в экстремальной игре вращение при падении быстрее, даже голова кружится. То есть те движения джойстиком, которые в реалистичном режиме позволяют маневрировать, в более сложных режимах ведут к потере управления. Опасный угол наклона тоже меньше, летать надо очень, очень осторожно. Эти режимы при налете менее 20 полетов, на мой взгляд, нежелательны, будете биться.
Что касается реалистичного режима полета, тут все хорошо. Если “бросить” джойстик, он сам установится в нейтральное положение и самолет полетит по прямой. Если переборщить с креном, то самолет начнет пикирование с вращением. Выйти из него довольно нетрудно, надо выровнять самолет движениями джойстика вправо-влево (чтобы “падать” головой вверх-вперед) и потянуть его на себя. Если есть запас высоты, все получится.
Управление и пилотаж
Пилот может управлять самолетом с помощью трех органов управления. Это педали, джойстик (ручка управления), рычаг газа или ручка управления двигателем (РУД).
Управлять педалями или ручкой по отдельности просто. Для плавного поворота влево надо нажать левую педаль, для подъема надо потянуть на себя джойстик и наоборот. Несколько сложнее скоординировать их отклонения друг с другом, когда вы догоняете самолет противника на дальней и средней дистанции. Нужно развить координацию движений и привыкнуть, чтобы цель минимально гуляла в прицеле.
На близкой же дистанции, либо при уходе от атаки надо разворачиваться очень энергично, использовать крен, отклоняя джойстик право влево. В памятке игрока сказано, что для быстрого разворота самолета надо совершать косые движения рукояткой: для поворота влево, следует наклонить ручку влево и, удерживая постоянный крен, немного потянуть на себя. Могу сказать, что для успеха в бою выработать навык, отклонять рукоятку вбок надо очень аккуратно. Очень легко переборщить, свалиться в пике, и вместо атаки придется спасаться от падения. Эффективно использовать крен сложнее тем более, если нет опыта игры в компьютерный авиасимулятор.
Вращение джойстика памяткой запрещено, но в напряженные моменты игры трудно себя контролировать, движения джойстиком становятся непроизвольными и я не уверен, что это требование всегда выполняется. Фактически, на малой дистанции начинается сумасшедшая карусель, джойстик дергается туда-сюда, кабину бросает из стороны в сторону…
Постепенно развивается манера “ласковой” рулёжки. Достаточно легко отклонить рукоятку и сразу вернуть ее в нейтральное положение. Но есть ощущение недостаточной управляемости джойстика. То есть, существует субъективно большой холостой ход, когда сначала самолет не реагирует на отклонение рукояти, а потом реакция кажется чрезмерной. Приходится дальше дергать ручку туда-сюда и самолет раскачивается. Неплохо было бы это холостой ход уменьшить.
Ручка газа (РУД) заслуживает особого внимания. Во-первых, вначале игры ее надо выставлять на максимум, чтобы догнать противника или набрать высоту. По мере сближения или уже в процессе схватки дистанции уменьшаются, угловые скорости увеличиваются, некоторые самолеты противника летят на встречных курсах. Поэтому имеет смысл уменьшать газ, чтобы лететь медленнее. Может быть, тогда будет проще поймать цель в прицел. Однако, нельзя слишком терять скорость, потому что можно сорваться в падение. Мне хватило десяти полетов для такого предположения, но это еще надо проверять.
Воздушный бой, приемы
В игре возникают стандартные ситуации, которые требуют нескольких стандартных решений и их комбинаций (это ведь программа, а не реальная жизнь). Я предпочитаю миссию “Сталинград”, потому что на фоне заснеженной земли с развалинами серых оттенков самолеты противника кажутся контрастнее и заметнее. Это важно, несмотря даже на подсветку целей красными рамками.
Итак, сначала надо догонять. Выставляешь РУД в максимум и легкими движениями педалей влево-вправо, джойстиком вверх вниз стараешься привести красные квадратики в центр экрана – в прицел. А они “уплывают”.
Противник настигнут достаточно быстро, цели выросли в размерах и очень быстро перемещаются по экрану, некоторые из них летят навстречу. Тут надо больше использовать крен и отрабатывать РУДом то в минимум, то в максимум, чтобы не обогнать цель, быстрее развернуться вдогонку, не упасть, сблизиться и, поймав в прицел, расстрелять. Задача нетривиальная при моем опыте полетов 🙂 .
Не только вы, но и самолеты и зенитки противника энергично маневрируют, ведут плотный обстрел. Чтобы выйти из под него, надо энергично маневрировать, искривлять траекторию своего полета, увеличивать или уменьшать скорость, взлетать и падать, крутиться и восстанавливать высоту и горизонтальный полет. Эффективный выход из под атаки должен позволить не только спастись от пуль, снарядов и осколков, но и не потерять ориентацию, не потерять противника. Этому надо учиться.
Атака наземных целей — зениток имеет свою специфику. Нужно точно соотнести свою горизонтальную скорость с расстоянием до цели и войти в пикирование на подлете к цели, не пролететь ее. У советского аса Покрышкина был прием “Соколиный удар” и против самолетов, и против “земли”. Суть в том, что проводится крутое, почти вертикальное пикирование. При умелом исполнении наземная цель почти не двигается в прицеле и остается только полить ее градом очередей. Этому предстоит научиться.
В любой ситуации радар здорово помогает сориентироваться относительно целей или атакующих противников.
Общие впечатления
После первых полетов на ЯК думал: “наконец-то, я ждал этого лет двадцать!”. На выставке, после полетов на реактивном самолете, когда до тошноты и головокружения накрутил петли Нестерова и бочки (фигуры высшего пилотажа), было ощущение полного утоления сильной жажды. А во время полетов восхищение мощью и ошалелость, пробил пот, адреналин пошел в кровь.
Сейчас, при смешном налете в 10 полетов, хочется продолжать, спокойно учиться приемам пилотирования, атаки, защитных маневров. Имеет смысл купить компьютерную игру и тренироваться на ней перед полетом на аттракционе.
Парни из КБ создали реальную бомбу, ушли в отрыв от конкурентов! Это в буквальном смысле уникальный аттракцион, ведь на выставке ничего подобного не было. И хоть у Fly Motion есть недостатки и детские болезни, неисправности (которые, надо отметить, довольно оперативно устраняются), я убежден, текущая реализация хороша, а потенциал громадный.
Комментарии